Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставить радость близким!
Праздник - не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.
Праздник как феномен культуры — день или дни
торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В
сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в
утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник — антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.
Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно
связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием,
образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала
общечеловеческая потребность в праздниках, выполнявшем важные
социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно
облагораживающую. Праздник выступал как способ
духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы,
раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.
Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не
только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в
котором не было бы праздников. Начиная от плясок
вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей,
Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних
дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и
своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать,
поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их
жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших
до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю
формирования и развития нации.
Праздники обладают способностью группового
воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения,
соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и
ценностные ориентации.
Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий
характер; его содержательная сторона отличается выраженно-духовной
направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность
духовных ценностей.
С развитием цивилизации праздники становились делом
официальным, а с утверждением государственности как формы и средства
управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же
путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго
следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не
выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.
Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая:
чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность,
экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности,
театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не
отождествляются с ним. Праздник — некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.
Типология праздников многообразна: народные (национальные),
религиозные, государственные, профессиональные, семейные и др. Народным
праздникам свойственна естественность, органичность,
самостийность; государственные праздники отличает высокая степень
протокольной регламентированности, выраженная идеологическая
направленность; религиозные праздники являются отражением той или иной
формы верований. Наблюдается определенная близость народных и
религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия
выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные
праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и
элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках
средневековья). Существует возможность превращения в перспективе
государственных праздников в народные.
Семейный праздник
Когда же речь идет о семейных праздниках,
официальная регламентация теряет свою довлеющую силу. В узком
родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и
регламенты и, независимо от официальных канонов, рождаются, умирают,
преобразовываются самые разные - большие и малые - праздники. Не будет
преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной
семьи невозможно, без них нет и самой семьи.
Само понятие праздник, в том числе и семейный,
содержание, которое в это понятие вкладывается, трансформируется в
зависимости от условий существования каждой отдельной семьи, ее
духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций,
образовательного и материального цензов.
Семейные праздники очень многообразны, в каждом
отдельном случае - свои традиции, нормы, способы их ознаменования, даже
свои критерии в определении значимости того или иного события. Но при
всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие,
общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К
общечеловеческим торжествам относятся рождение детей (за редчайшим
исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени,
где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее
важны дни рождения, именины, годовщины супружества.
За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к
праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное событие
остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно
возросла.
Праздник — своеобразное зеркало социальных
противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических
форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов,
политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией,
обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти
противоречия находят свое воплощение в комическом аспекте праздника, в
его юмористических и сатирических формах. Праздник — старейшая и
перспективная форма бытия культуры.
С праздником!
по материалам сайта: inmoment.ru